[Авторская колонка] О продажности русскоязычных игровых СМИ
Если вы не заметили, то в последнее время я довольно редко пишу авторские материалы, все больше погружаясь в пучину рутинной работы вроде заполнения базы игр, публикации партнерских новостей и войнушкой с техническими проблемами. Последние, надеюсь, остаются для вас незаметными и не мешают пользоваться нашими трудами. Но пора бы мне вернуться к хотя бы периодическому написанию хоть чего-нибудь, и внимательное изучение поводов к этому привело к чему-то прекрасному! В социальной сети Facebook в одной из закрытых групп не последний (вроде) человек из «Игромании» заявил, что его издание есть Мать Тереза и никогда не занималось публикацией заказных материалов. Ох, что тут началось!

Нет смысла подробно пересказывать то, что там было написано — достаточно почитать вот это интервью. Из которого следует логичный вывод: материалами, сделанными на деньги заказчика, балуются абсолютно все. И, к сожалению, далеко не всегда издания утруждают себя указать на этот обычный в общем-то факт. Ну вы же понимаете: есть статьи, которые пишутся «от чистого сердца», но какая-то их часть лежит ровно по обратную сторону, то есть за них — о боже — журналисту заплатило не издание, а компания, чей продукт обозревается. И если издание в своей статье указывает, что статья заказная или публикуется на правах рекламы — все прекрасно и якобы честно. Но как выяснилось, большинство современных СМИ не всегда утруждает себя подобными мелочами.
Если говорить именно об играх, то на страницах Zone of Games «джинсы» вы никогда не видели и видеть не будете. Хотя временами может показаться, что оценка явно завышена — на то исключительно воля автора. Умение критически оценивать конечное произведение периодически подводит всех — мне приходится постоянно обращать на это внимание, чтобы раздел с рецензиями не превратился в соревнование игр «от семи и выше». Во время вычитки статей, в конце которых ВСЕГДА стоит положительная оценка, глаз волей-неволей начинает замыливаться, и отчаянно хочется написать о чем-нибудь «плохом, но не слишком». А авторы доказывают свою точку зрения и считают, что ААА-игры, в которые вложено много времени и денег, просто не могут оказаться плохими. Отчасти они правы — современные издатели убьют потенциальное барахло если не на этапе прототипирования, то по итогам первых же тестов. Однако те игры, на которые мне удается выделить время, доказывают обратное: среди беззубо переоцененных публикой пустышек есть проекты, которые можно и нужно пороть, чтобы другими неповадно было.
Когда-то я наивно полагал, что низко оцененная ААА-игра может испортить наши отношения с ее издателем, однако ни единого примера за эти десять лет так и не дождался. Конечно, наша ситуация куда проще, чем ситуация «Игромании», «Канобу» или Playground — для этих изданий потеря контакта с издательством теоретически может привести к необязательным денежным потерям, но у нас ситуация куда проще. Рекламу у нас закупает (точнее, закупала) всего одна компания с двумя играми в портфолио, поэтому мы можем без оглядки писать то, что считаем нужным (хотя почему-то выходят исключительно положительные материалы). Зато небольшой размер СМИ, особенно в условиях неадекватного роста публики у инфлюэнсеров, не запрещает говорить о том, что постеснялись бы делать сайты покрупнее. Например, с нами уже примерно год как перестала работать компания Ubisoft, отрезавшая нас не только от слотов на крупных выставках, но и даже от элементарных ревью-копий выпускаемых игр. И тут плохо не то, что нам приходится тратиться на игры самим, а факт того, что компанию Ubisoft не интересует мнение наших авторов. Это печально. Они ведь крутые.
Но вернемся к рекламе. После изучения того уже ставшего легендарным треда, а также интервью с известным узкому кругу лиц человеком из PR, меня посетила совершенно чудовищная мысль. Вы ведь знаете, что в нашем мире можно купить практически все — вопрос всегда стоит лишь в цене, которую вы или вам готовы заплатить. И мир видеоигр всегда привлекал меня именно тем, что растущая, возникшая буквально на твоих глазах индустрия вполне могла ступить на путь истинный, лишившись всей этой ненужной грязи. Это ведь просто игры, в них играют простые люди, про них читают простые люди, их критикуют простые люди, которым нравится чувствовать себя частью виртуального мира. Конечно, я догадывался, что во времена индустриальных «лихих 90-х» все вокруг покупалось и продавалось, но я и подумать не мог, что позорной джинсой промышляли абсолютно все. Поголовно. Что легендарная «Игромания» с тогда еще Денисом Давыдовым во главе писала ерунду про трехкопеечные поделки от «Акеллы». Не удивлюсь, если и в обожествляемом нынче GAME.EXE что-то подобное практиковалось.
То же самое и сейчас. Как было сказано в интервью, разница заключается лишь в подходе: одни готовы взять деньги и спустить литературному рабу техзадание, другие для проформы могут поломаться и в итоге под давлением согласиться. Давление может быть разным: отрез от пресс-туров, от превью/ревью-копий, игнорирование интересов площадки при распределении рекламных бюджетов. И вы ничего не сможете сделать: чисто игровые ресурсы среднего и выше размера просто не выживут без рекламных вливаний мейджоров. К сожалению.
Пресс-туры — вообще очень скользкая тема. Если некая компания берет вас в путешествие, кормит/поит, показывает всякое и всячески оберегает, то она вправе получить взамен публикацию. И не дай бог она не будет положительной — в следующий раз кормиться за счет бюджета поедут уже другие, более сговорчивые люди. Обратите внимание на то, что пишут авторы по итогам поездок за рубеж, особенно если это не транснациональная корпорация, а мультиплатформенный издатель, независимый разработчик или магазин вроде G2A (вывозивший год назад пару десятков журналистов «познакомиться»; как вы поняли по исчезновению бренда из медийного поля — неудачно). Сплошные бравады, аплодисменты и плохо скрываемое восхищение. Ну а как вы хотели — за удовольствие всегда нужно платить.
Так что не стоит обвинять нас в «занесли/не занесли». Мы бесконечно далеки от этого. Нас уже давно никуда не возят и ничего за это не платят — мы зарабатываем деньги самостоятельно.
Новости и статьи по тегам:
- Авторская колонка 106 Как я перестал играть в 2021 году
- Авторская колонка 18 К оружию! Как дерутся в разных RPG
- Авторская колонка 34 Почему блогеры хвалят, а пресса ругает Sea of Thieves?
- Авторская колонка 52 О парадоксе сисек и немножко об экранизациях Tomb Raider
- Авторская колонка 88 Дайте им умереть! или Baldur’s Gate 3 vs. Original Sin
- Игры года ’21 29 Осторожные итоги от Дениса Щенникова
Я очень любил и люблю .УЧУ но у них, кончено были заказные статьи. Просто они были такого высокого уровня, что это не всегда бросалось в глаза. Например, они никогда не ругали игры Нивала, а всегда хвалили со слабо сдерживаемым восторгом. То же и касалось игр сделанных самой 1с. Типа "Второй мировой", коию хвалили заочно в течении 4 лет!
Статья проплаченная ! © :D
немного обидно конечно, что не возят, но молодцы!
и верните уже "james_sun" паспорт, он здесь один за пятерых вкалывает )
Ничего нового не узнал. Человек в принципе не может быть объективным, такова его природа, поэтому любая рецензия - лишь мнение об игре, а не маяк для плавающих в бурном море индустрии.
Как-то так сложилось, что я только на этом ресурсе рецензии и читаю. Сначала были журналы, интернета не было: Игромания, НИМ, Страна Игр... Потом познакомился, уже с приходом тырнета, с AG. Только на нем я и воспринимал рецензии. По прошествии времени столкнулся с ZOG, и волей-неволей начал сравнивать рецензии на одни и те же игры, тут и там. Смешно, но мне иногда казалось, что в AG и ZOG авторы одни и те же, т.к. зачастую рецензии были очень похожими по смыслу и критике. Ну а потом скандал в AG, уход рецензентов, и вот остался один ZOG. Считаю, что на данный момент один из самых адекватных ресурсов по рецензиям в рунете. По крайней мере ни разу не считал, что статься "заказуха". Но да, порой кажется, что субъективности все-таки слишком много. (:
Если нравится такое, то рекомендую Riot Pixels. Они все там :)
Там дизайн не очень, хотя может просто привык к AG. Еще фильтры работают кое-как.
Спасибо за все ваши труды и вашему ресурсу, который вот уже много лет является обязательным для ежедневного посещения!
Классно и живо написано.
В лес что ли вывезли с лопатами, или на водную прогулку с тазиками и цементом? :big_boss:
У игромании навскидку вспоминается рецензия на Сталкера. Там вообще будто другую игру рецензировали. А лично я долгое время считал манию авторитетом и их статьи в целом мне нравились. Не знаю как у них сейчас (уже года 3 не смотрел), но раньше статьи были менее авторскими. Прослеживалась скорее сухая компетенция (за редким исключением вроде вышеупомянутого Сталкера), вместо вкусовщины.
А вот статьи на ЗОГе привлекают как раз личным мнением. Аргументированным конечно.
И напоследок что улыбнуло:
На Мюллера уже сослались? Хорошо.
Краткий пересказ. "Все мы знаем, что продаются абсолютно все, но не мы! А еще нас Юбисофт игнорит."
Иногда трудно отличить заказную статью от халтуры, я знаю примеры когда смешивали с грязью общепризнанный мировой шедевр в своём жанре, а потом просто написал другую уже положительную статью и когда тот же знаменитый игрожур написал отрицательную статью игре которую я уже пару раз перепроходил (может из за этого третей части так и не вышло).Это я к тому что могут и топить если денег не занесли или просто халтурят.
Даже если ААА проекты сами по себе и неплохие, то для многих жанров ценности они не представляют. К примеру, когда недошутер стал продолжением изометрической рпг, а потом на всех сайтах кричали чуть ли не лучшая рпг всех времен, ясно одно, что денег хватило всем.
А интервью на http://telegra.ph брали у обиженного, но он прав в одном , что на одних рецензиях сайт не выедит. На плейграунде раньше были игровые сервера(мог и перепутать с другим сайтом давно это было) и там раньше можно было кряки и патчи скачать для игр как и на стопгейме, но оказываетса судя по статье там еще и рецензии есть, zoneofgames это переводы. А в защиту игромании могу сказать, что там раздел есть "Лучшие компьютерные игры" там вроде все достойно и есть неплохие гайды по играм.
Прикинь :)
После смены менеджера они походу всех игнорят)
ЛКИ выпускался как отдельный журнал почти 10 лет и имеет отдельный сайт, но перестал издаваться в 2012. Там действительно печатали советы и гайды.
У меня даж пример отличный есть, хе-хе.
Ииии
Банально не укаждого есть время обозревать всякий шлак, который ему не нравится. Если ему за это зарплату не платят.
Ой, а где ЭТО не так? ^_^ Проще всего тем, кто вообще никогда не покупал игр, а значит не нес расходы: в отношении них нельзя сказать, что ими манипулировали.
Они были такого уровня, что один автор в трех образах спокойно скрывался. Эх, Машенька Ариманова.
Ну это нормально, взаимовыгодное сотрудничество-им эксклюзив - взамен теплый приём. Ну и надо понимать, что игры Нивал тогда ругать не за что было.
Не чета историям со всякими Корсарами. Вот это был эпичный обсер.
Субъективно, но считаю также, хотя захожу только сюда)
з.ы. эх ностальгия навалила...помню, как читал каждую статью, даже вызвался картинку для нашего выбора нарисовать, давно это было.
Видимо очередной скандал в игрожуре, оно в принципе и так все очевидно)
На DTF совсем недавно была похожая статья, они там чуть подробнее всякие моменты с издателями расписали.
А вот с Логвиновым юбисофт дружит, у него даже герои 7 великолепная игра и muscle car за 3 ляма)
В мире капитализма это называется не продажность , а Лоббирование. Просто к слову.
И вообще не понятно почему такая паника. Якобы людей обманывают обзорчиками ? - дык люди сами себя обманывают на каждом шагу и они хотят обманываться. Что плохого в том, что одни дают другим именно то , что они хотят?
я , к слову, до сих пор , перед покупкой посещаю трекер и проверяю качество ) это тот самый пример , Когда человек не хочет обманываться , никак)
Ну хз, мне обычно хватает стимовских 2х часов на пробу. Впрочем, это касается только представленных там игр. На других площадках такого вроде нет. Да и не всегда ж можно опробовать игру на торрентах, особенно когда она только вышла.
у меня нет возможности возврата денег (собственно , как и возможности покупки напрямую) - санкции. И поэтому трекеры...
едрить-колотить, вот до чего санкции доводят :D
1. Субъективное мнение кого-либо - это одно. Купленное мнение кого-либо - это другое.
2. Обзоры / рецензии / превью всегда будут в той или иной степени субъективны если только они не куплены.
3. Обзоры / рецензии / превью от профильных изданий и / или отдельно взятых журналистов (с наименьшей долей субъективности, все же это профессия) всегда будут оплачены потому, что им надо за что-то жить.
4. Из пункта 3 безусловно есть исключения. Но эти исключения никогда не будут топовыми изданиями, которые впереди планеты всей будут что-то обозревать, рецензировать и т.д., и т.п. А все потому, что для того, чтобы быть первыми, надо иметь доступ к материалам, а иметь его можно только по соглашению с владельцами материала, которые будут диктовать свои условия (читаем покупать ваше "объективное" мнение). Ну и приглашать вас будут / не будут на разные мероприятия в виду вашей лояльности к тому или иному продукту / издателю (Толстый 10 из 10 как никто другой в теме).
5. Могут ли быть по-настоящему "честными" (читаем не проплаченные) обзоры / рецензии / превью в принципе? Да, могут (те самые исключения из пункта 4). Но как правило, это материалы от не профессиональных авторов, которые своей журналисткой деятельностью не зарабатывают себе на хлеб (их не кормят издатели или редакция того издания, на которое они работают). Это как правило пост релизные обзоры и в силу своей не профессиональности они могут быть крайне субъективными, а потому оставлять не правильное впечатление о продукте, порой крайне ошибочное. именно поэтому прислушиваться / присматриваться к ним надо предельно аккуратно.
Получается, что верить никому нельзя. Одних купили, а другие высказывают свое ИМХО, которое может кардинально отличаться от вашего в силу индивидуальных взглядов, вкусов, предпочтений. Выход один - комплексный подход для выуживания и анализа информации из разных источников в контексте вашего субъективного видения. Это если идти по сложному пути. Самый же простейший, элементарнейший и очевидный - торренты. Боюсь только, что из тех, кто "скачал чтобы оценить и потом купить", на самом деле покупают очень мало и только тогда, когда игра без лицензии не полноценна (кооператив, онлайн и т.д.).
Лично я иду по первому пути. Мне проще, потому что я не покупаю игры в релизе, а как правило выжидаю полгода, год. Тогда можно собрать больше более достоверных данных о игре и дождаться какой никакой скидки, что также немаловажно, учитывая их количество и цены. Учитываю и обзоры, и отзывы, и беру в расчет репутацию студии. В общем подхожу комплексно. Но единичным мнениям не верю никогда.
Тема на самом деле скользкая и иметь на этот счет абсолютно однозначное мнение - тоже не получается. Всегда есть какие-то условности. Но когда ты игры только покупаешь и ни при каких обстоятельствах не пользуешься пиратками, конечно хочется, чтобы тебе про покупаемый продукт всю правду матушку говорили. Но увы и ах, таковы реалии этого мира. Маркетологи (ненавижу этих тварей) тут балом правят и деваться от этого никуда нельзя.
обожествляемом нынче GAME.EXE
Журнал ТОГДА уже был иконой. Потому как занимались им люди с литературным образованием(не все). И к тому же они были просто талантливы. В отличии от современных рецензентов.
Непродажные игрожуры в России это фантастика. Поражает то, что их все равно читает и смотрит большое количество народа, а значит игрожурам есть на что жить и дальше делать свой продажный материал.
Очередной продажный ресурс-Стоп Гейм. До сих пор не могут оптимизировать свой сайт и сделать его удобным, хотя гребут денег немало на продажных мнениях, рекламе и донатах.
Прочел с интересом вашу историю. Статья на дтф вас натолкнула написать такое?
У тех, кто прохождения снимает бывают честные обзоры. Им просто присылают игру, а хвалить они ее не обязаны (хотя есть конечно и люди которым проплачивают). Например Блек Сильвер Уфа часто присланные ему игры в итоге характеризует как "Такое себе" и "На любителя", что никак не положительный отзыв.
Кстати, обложка как всегда на высоте. Там еще заначек Юбисофта должен быть на деньгах.
Может юбисофт ему тоже перестали присылать игры, ну и что они там еще делают с популярными блогерами/обзорщиками/прочими? Не удивлюсь.
Под удар попали небольшие сайты/блогеры/стримеры. Есть исключения, но их мало. И в принципе здравое зерно в этом есть: зачем тратить средства на поддержку небольших СМИ, если от них ничтожный (по сравнению с каким-нибудь Блэк Силвером) выхлоп?
Да чего там говорить, а какие стати писал Ом (Подшибякин), а ОМХ, а Господин PG (Павел Гродек), а ИИ! Эх нет и не будет больше такой игровой журналистики.
Продажны абсолютно все, в итоге, просто кому-то заходит материал/ продукт, кому-то нет...
От сюда и соответственно статьи.
Привет, Сергей. Начнем с того, зачем ты вывалил этот материал местной публике? Если у тебя проблемы с другими изданиями, то здесь стоит прямиком вопрос лояльности потребителя данного контента. Если у тебя идет борьба за пользователя, как за конечный продукт, которого можно продавать в качестве клиентской базы, как базы подписчиков, например - это один разговор. Если ты преследуешь альтруистические цели и тебе важен контент, как таковой, и мы все - кришнаиты, то другой разговор. Ты, для начала, разьясни публике, являющейся потребителями информации с данного ресурса, кто мы для тебя. Мы либо морально поддержим, либо выскажем свое "фи", либо попытаемся поучавствовать в этой борьбе. Откровение за откровение. Ты в этой теме очень много информации пользователю выдал, которая не является игровой... это - вопрос бизнеса, прежде всего.
Ой Макс. Ты наконец-то с Саней помирился. Я рад.)))
Как просто судить всех по себе, да?
все , все... каждый по своему , но все же - все.
одних можно купить деньгами, других лестью , третьих идеей...
Все мы , в жизни, идем на компромиссы - а компромисс это что? Уступка, продажа части своего мнения или идеи ради достижения некоторой цели или результата. С тем же успехом журналисты продают (или точнее идут на компромисс с совестью - ибо с деньгами лучше чем без них) свою совесть ради получения прибыли, ну или ради Служения своей стране и т.д. и т.п.
==
нужно просто делать различия - преступная продажность и коммерческая. Последняя это норма бытия (и называется вообще лоббированием, как я уже писал ранее).
Кто они все там? Бобика нет, Номад, Зомбик и Редгард уже не пишут рецензии. Даже Бэмби свалил. Нет там уже того же самого. Единственное, что они продолжают редакционной политикой говна на вентилятор подбрасывать. Скорее продолжаю читать по инерции <_<
...при чем здесь "судить по себе"?
Я пишу статьи? Вроде бы нет...
Собственно, фристайл все правильно написал, на этот счет.
да скучаю по GAME.EXE была какая то в нем ламповая атмосфера, читал даже о тех играх, которые в принципе не куплю.
Что-то мне грустно стало. То ли от того, что (вошло в моду?) автор статьи-обзора должен святым духом питаться, то ли потому, что если кто-то заплатил за труд обзорщика - то обязательно один "занёс" а второй (мягко говоря) "предвзят" .
А надо-то всего-то навсего - хорошо сделать свою работу. Свою любимую работу. Вынеся финансовую часть "за скобки" (в крайнем случае - обсудить в приватной беседе с игропредставителем как-то вроде "товарисчи, понимаете, но сабжу вашему дать могу не более 20%.. обозревать будем? :-)" ) Не говоря уж про то, что заказчику должно быть стыдно именно "заказывать" положительный обзор. Не сделать продукт, а затем заплатить за хорошую работу своих друзей и профессионалов - обзорщиков, а.... Эххх, о чём это я?..
За заметку спасибо.
Прохождение это не обзор. У проплаченных обзорщиков никогда не бывает честных обзоров. Никто бесплатно игры присылать не будет это уж точно.
Не все. Продажны только те, кого можно купить. Мнение таких людей и дырки от бублика не стоит.
Норма бытия это для продажных людей возможно, но не все такие. Компромисс и продажность не одно и тоже. Продажным людям плевать на страну, им нужны деньги и собственная выгода.
Вот именно, что работа "любимая". А на деле любят только деньги. Да полно говно игр втюхивали и втюхивают, покупая оценки и обзоры. И клали они на хорошо сделанную игру, главное прибыль.
Сколько игр постоянно выходит с багами, что потом сотню патчей ждать приходится. Это показатель "хорошо" сделанной и "любимой" работы.
Большая часть обзорщиков будут продажными всегда, поскольку это их кормит. Чтобы быть непродажным обзорщиком нужно пилить обзоры бесплатно(и такие люди есть в интернете) либо найти спонсоров(включая зрителей-донатчиков), которые не будут ограничивать тебя рамками и оценками. Второй вариант почти утопия, но в некотором виде вполне реальный.
А смотреть и читать продажных обзорщиков не стоит, вы же сами даете им эти деньги своим вниманием и просмотрами.
Все, просто под понятием "продать" не всегда фигурируют деньги. Есть банальное понятие "заинтересованность"...
И мы говорим про игровую журналистику, или что-то иное?
Там, как мне кажется, за материалы платят :D
...вы, как мне кажется, в дебри залезли.
Говорили об одном, вас же в политоту продажную потянуло, в некий патриотизм.
При чем здесь статьи из мира игровой индустрии и ваше Продажным людям плевать на страну, им нужны деньги и собственная выгода. ?
Проплаченных или продажных?
Точно
Ну, я бы просто не называл их "обзорщиками". И опять же - не согласен про "бесплатно". Человек не должен работать бесплатно. Или "бесплатно" не должно быть критерием. Если мне понравилась игра - я не имею права получить деньги за свой труд? И вообще не имею? Что за ерунда! :big_boss:
Если попробовать подытожить, то пока у меня сумбур в голове. Не хочется без прямых доказательств обвинять кого-то из обзорщиков в "продажности" - ведь обзор в любом случае пристрастен, а труд должен оплачиваться. Так что я бы склонялся всё же на ту сторону, что более виноваты студии, которые ставят обзорщиков перед выбором - или положительный обзор, или.. репрессии. Но с другой стороны, обвинять студии в "заказухе" я тоже, как сторонник прецумпции невиновности, не имею права. А ведь есть ещё и "чёрный пиар".. Совсем бяда!
Товарищ Сержант, что скажете? 
PS Может, установить какую-то "таксу" на обзор? Честно её озвучить. Ну и придерживаться правила, которое в своё время мне понравилось у журнала "Авторевю" - "Если Вы считаете, что мы пишем проплаченные обзоры - попробуйте заказать у нас хотя бы один."(с) (не дословно, но, надеюсь, близко по смыслу)