[Рецензия] A Plague Tale: Innocence (PC)
Мрачное европейское Средневековье — довольно интересная тема для изучения. Причём как с исторической точки зрения, так и с культурной. Причём интересны как Тёмные века, наступившие с закатом Римской империи и установлением христианской теократической диктатуры на её территориях, так и чуть более прогрессивная эпоха Крестовых походов и междоусобных войн, запомнившаяся всем религиозным фундаментализмом, смертоносными эпидемиями чумы, расцветом Святой инквизиции и зарождением нового европейского фольклора. Но по странному стечению обстоятельств Средневековье в видеоиграх крайне редкий гость.
Сказка во время чумы
Если не брать в расчёт бесчисленные стратегии, то на ум ничего из вышедшего за долгие годы, кроме нескольких частей Assassin’s Creed и турецкой инди-игры Mount & Blade, не приходило. Пока в последние пару лет не вышли сразу две заметные игры в данном сеттинге: Hellblade: Senua’s Sacrifice и Kingdom Come: Deliverance. А теперь к ним прибавляется и A Plague Tale: Innocence. Не зря я упомянул во вступлении зарождение нового средневекового европейского фольклора — ведь данная французская игра является прекрасным представителем этого жанра. Так чем же принципиально отличалось новое средневековое народное творчество от античного древнегреческого и древнеримского фольклора, господствовавшего столетиями? Одно слово: демифологизация.
Крыс в игре так много, что разработчики даже гордятся алгоритмом, который рисует около тысячи тварей в кадре без серьёзного удара по производительности
Многие могут вспомнить, как уже в XX веке в литературе и кинематографе были демифологизированы целые жанры и направления. Вестерн из романтичных историй про ковбоев, воюющих с индейцами, стал жанром про алчных преступников, умирающих от выстрела в спину посреди засушливой американской пустыни. Гангстеры из мрачных личностей с ореолом таинственности, романтичности и беспринципности превратились в обычных людей, для которых криминальная дорожка была выбрана скорее в силу жизненных обстоятельств. Примерно такой же процесс происходил в европейской литературе начиная с VIII века нашей эры. Вместо историй о великих героях, божественных вмешательствах в людскую жизнь, эпохальных войнах, а также космологий пришла эра сказок, часто рассказываемых в поэтической манере. Чаще даже песенной.
Сказочные истории отличались от мифов тем, что в них персонажи совершали свои поступки не из-за того, что супергерои не могут жить иначе, кроме как совершая подвиги во благо человечества и богов, а чаще всего по каким-то своим морально-нравственным и психологическим мотивам. Герои сказок были низведены до уровня обычных людей, они повседневно мыслили, их заботили понятные тогдашним людям проблемы, причём с большим упором на тему любовных и семейных отношений. Красная Шапочка несла еду своей бабушке через тёмный лес, а вовсе не была внебрачной дочерью бога грома, зачатой во время сношения быка и женщины, а её единственной целью было прославить имя отца своего.
Ещё одна игра со встроенным фоторежимом Ansel, что не может не порадовать любителей делать красивые скриншоты
При этом средневековые сказки часто изобиловали описаниями обычного быта своего времени. Многие обычаи и особенности уклада жизни Тёмных времён и эпохи Крестовых походов современная историография почерпнула из немногих сохранившихся до наших дней в рукописном виде сказочных историй. Для современников подобный художественный ход делал истории более реалистичными, живыми, благодаря чему их слушатель или читатель мог поверить в то, что они были способны произойти на самом деле. Причём героями таких историй могли становится как простолюдины, так и выходцы из аристократских семей. Более того, параллельно в рамках новой демифологизированной литературы также сформировался жанр рыцарского эпоса, самыми известными представителями которого являются истории о Тристане и Изольде и короле Артуре. Но что ни разу не удивительно, именно сказочный жанр позволил людям наполнить эти истории аллегориями, метафорами, гиперболами, нравоучениями, в не меньшей степени, чем античные мифы или на тот момент государственная христианская религия.
И этот небольшой экскурс в историю нужен для понимания A Plague Tale: Innocence. По-русски, «Чумной сказки: Невинности». Ведь история, придуманная в студии Asobo, как раз вписывается в традиции средневекового фольклора. Она одновременно рассказывает о юных героях, преодолевающих трудности и лишения, наполнена реалистичными и пугающими подробностями жизни во время эпидемии чумы и Столетней войны, но при этом не лишена сказочного авантюрно-приключенческого флёра и лёгких фантазийных ноток, так свойственных произведениям того времени. История дворянской дочери Амиции и её брата Гуго, пытающихся скрыться от преследования со стороны Инквизиции, наследует как раз средневековой сказочной традиции, хотя, безусловно, наделена некоторыми чертами современного сюжета. И нет, речь не о «сильной девушке» в главной роли. Как раз бойкие женские персонажи были вполне нормальны для сказочной традиции, хотя не всегда их жизненный путь оканчивался счастливо.
Пожалуй, самая впечатляющая иллюстрация к феодальным войнам Средневековья
Пример современного влияния: в средневековых сказках почти никогда не фигурировала Церковь, и уж точно никогда в негативном свете. Как ни крути, на тот момент она была главным органом государственной власти, от которого зависело почти всё, а критика в её адрес легко могла закончиться анафемой. Это сегодня нам легко говорить о том, что церковь кого-то там предала анафеме, а в те времена отлучение от Церкви означало форму гражданской смертной казни. Человек лишался возможности получить доступ почти ко всем социальным институтам того времени, да и простые граждане предпочитали прекратить общение с такой личностью. В A Plague Tale: Innocence уже Инквизиция и Церковь становятся главными источниками несчастий для юных героев.
«Навигатор. Средневековая
одиссея» / The Navigator: A Mediaeval Odyssey
реж.
Винсент Уорд, 1988
При прохождении игры вспомнился этот замечательный, редкий по выдумке фильм тогда ещё молодого режиссёра Винсента Уорда, который, с одной стороны, прославил, а с другой, загубил постановщика, ставшего лёгкой добычей для голливудских продюсеров. Те сначала так и не дали Уорду снять новую серию «Чужого», несмотря на уже утвержденных актёров, написанный сценарий и построенные декорации, а затем попытались пригладить его необычное визуальное мышление (да, именно он придумал «Чужого 3» про деревянную планету, средневековых монахов и ксеноморфа, выпрыгивающего из нужника) до стандартного.
А ведь лента «Навигатор. Средневековая одиссея» довольно интересно сочетает в себе чёрно-белое изображение средневековой деревушки времён «чёрной смерти» с современным новозеландским мегаполисом, где жизнь вступила в такую безумную гонку, что некогда остановиться и осмотреться по сторонам. Герои, ища спасение от чумы, волей или неволей маленького деревенского предсказателя оказываются в плену грёз. Мечтая о собственном будущем, они не замечают приближающееся дыхание смерти, а навигатор, обещавший спасение, оказывается, вёл их прямиком в ад.
Надо сказать, что для сотрудников студии Asobo это не первый случай обращения к мрачным европейским историям. Ещё в 1997 году под вывеской Kalisto Entertainment была выпущена сурвайвал-хоррор-игра Nightmare Creatures. Вообще, Asobo — одна из старейших студий Франции, которая формально была основана в 2002 году, после банкротства Kalisto, хотя почти весь костяк старой студии перешёл в новую. Правда, я бы поставил этих разработчиков в один ряд с другими ветеранами индустрии — британцами из Rebellion. Обе студии за 25 лет существования по большей части выпускали либо посредственные, либо и вовсе плохие игры, но иногда выстреливали достойными тайтлами, которые люди вспоминают годами. В случае Kalisto такой игрой можно назвать дилогию Nightmare Creatures, а в случае Rebellion — Aliens versus Predator 1999 года и недавние кооперативные Nazi Zombie Army и Strange Brigade. Но теперь студия Asobo может смело добавить в число своих удач и A Plague Tale: Innocence.
При создании мира, авторы вдохновлялись картинами средневекового живописца Клода Лоррена
С точки зрения геймплея эта игра — простенький стелс с лёгкими хоррор-элементами. Прячемся за укрытиями, отвлекаем противников и натравливаем на них крыс при помощи небольшого арсенала подручных средств, которые надо крафтить на ходу. Чем-то напоминает упрощённую и кастрированную игровую механику из современной «классики» Alien: Isolation. Также иногда решаем простенькие логические головоломки. Но почти сразу понятно, что вся игровая механика тут присутствует только для того, чтобы не отвлекать от мира и сюжета. Правда, в последних трёх главах из 16-ти разработчики слишком уж сильно стали напирать на геймплей, и те главы кажутся затянутыми на фоне остальной игры.
Надо добавить, что в плане атмосферы игра действительно впечатляет. Визуально средневековое Королевство Франция получилось завораживающим. Причём впечатляют, как пасторальные деревенские пейзажи, так и страшные картины охваченного чумой города или усыпанного трупами поля боя. Художники игры постарались на славу. За музыкальную часть же отвечал Оливье Деривьер (Remember Me, Vampyr, Obscure) который в последние годы стал одним из ведущих игровых композиторов современности.
A Plague Tale: Innocence — очень хорошая игра, которую стоит попробовать всем, кто любит сюжетоориентированные игры и кому близка средневековая эстетика. Лёгкие шероховатости, явно обусловленные ограниченным бюджетом, легко простить. Да и в сравнении с другими играми, изданными Focus Home, эту можно назвать одной из самых отполированных. Разве что 12-часовая история под финал видится немного затянувшейся, и её можно было бы закончить чуток быстрее.
Новости и статьи по тегам:
- Рецензия 12 Shock Tactics (PC)
- Рецензия 13 Void Bastards (PC)
- Рецензия 18 Dishonored: The Brigmore Witches (PlayStation 3)
- Рецензия 60 Pillars of Eternity (PC)
- Рецензия 18 Bloodroots (PC)
- Рецензия 25 Amnesia: Rebirth (PC)
Сюжет в целом хорош?
Очень рад, что во времена песочниц и сервисов выходят вот такие небольшие и атмосферные игры с упором на сюжет. Брать буду обязательно.
Кое-что поправил.
В стиме 92 процентов положительных отзывов и 82 на метакритике,может все таки заценить)
Блин,стал читать описание в стиме,в описании героев написано” Амици 15 лет -это сильная и независимая девушка” это такой легкий стеб?)Или это теперь обязательно что бы sjw не обидеть?)
Там сюжет — основа, в принципе + атмосфера, графика и музыка. Я не могу ответить на вопрос однозначно, ибо прошел только половину, но то что я видел очень круто сделано
Тоже этот момент позабавил. Странно, что про геев ни слова. Алсо, как нам рассказывает небезызвестна Kingdom Come с упором на историчность, место женщины в средневековье довольно скромное. А тут сильная и независимая.
Может быть этот мальчик Гуго гей окажется, я пока ещё не играл просто.
Хм, в стиме маркируется как экшн. Хотя, одно другому, увы не мешает.
Спасибо. Попробуем)
@Tuve Так и есть — экшн с элементами стелса
.@mercury32244 Надеюсь не разочарует
@Hellson Описание не совсем точное, но…
Во-первых, она знатная, а поскольку является старшей отец ее кое чему научил. В частности, охоте с помощью пращи. Во-вторых, в Кингдом Кам знатные дамы представляются весьма похожими сильными образами. В-третьих, ей просто не от кого быть зависимой и некогда быть слабой — на ней ответственность за пятилетнего брата. При этом ее характер меняется по мере развития сюжета, никакого диссонанса тут нет. Она все еще молодая девушка и в начале делать некоторые вещи ей приходится с трудом. Никакого намека на феминизм. Хотя, если придраться. А вот матушка у нее была выдающимся алхимиком, что немного странно, с другой стороны тут есть некоторые “мистические” моменты. Это не строгая историческая игра. Одно то, какое тут количество крыс. Да они могут сожрать человека и накопиться в таком количестве, но так расплодиться на большой территории за короткий промежуток времени — нереально. А еще болезнь мальчика… Совсем буквально воспринимать все же не стоит
@DarkHunterRu да в общем-то любые игры в принципе не стоит воспринимать буквально и серьезно, как и кино.
Нет конечно. Это всё таки был король или\и феодалы.
Не знал, что это их рук дело. Да, это хороший викторианский слешер. Местами инновационный.
Что же, вот ещё одна не-ААА игра, которая будет получше некоторых топчиков. Ждемс распродажи.
Что-то во всей рецензии о самой игре едва ли четверть текста.
Как я понял, девчонка из дворян. Вполне может быть, девушки из знати были не такие забитые
Меня , это к сожалению не обнадеживает. Что же, буду делать ставку на сюжетную составляющую.)
Вполне в традициях того времени, как раз. Потом половину из них сжигали в обвинениях в ведьмостве.
Они сильно зависели от церкви и не были полностью независимы. Не говоря уж о том, что политическая идеология была всё равно религиозной. Полный отход от религиозного влияния случился только во время подписания Вестфальского мира 1648 года, в котором феодалы (князья, короли) подписали договор о межгосударственных отношениях без оглядки на Папу, Инквизицию или локальные протестантские группы.
Ты написал, что церковь была “органом государственной власти”. Деюре это не так.
Ну именно в в таком смысле и не так. Но фактически на территории бывшей западной Римской империи никакой идеологически-политической силы, кроме Папы, в те годы не было. Были, какие-то оппозиционные секты внутри христианства, которые объявлялись ересями, но никакой существенной силы, кроме может быть арианства (из-за которых пришлось даже первый собор созывать, на котором их объявили еретиками, а триединство Отца-Сына-Святого духа признали каноном), они не имели. Как раз потеря авторитета Папы и католической церкви произошло примерно в годы событий игры. Эпидемия чумы сильно подорвала веру населения во всесильность христианства. Вновь стали распространяться казалось уже ушедшие в прошлое языческие обряды, знать, стала более независимой, так как увидела, что чаще всего её спасение никак не было связано с церковью, да и внутри церкви стали появляться раскольники, типа Уиклифа, Гуса или Лютера, утверждавшие, что верить надо в Иисуса, а не в Папу.
Что интересно, но в Восточной Римской империи, наоборот, смогли сохранить централизованную имперскую государственность, хотя новой идеологией так же, как и на Западе, было признанно христианство.
Выглядит, как адвенчура мечты для меня. Надо будет пробежать перед E3.
В рецензии по факту про игру всего пара строк, очень много исторической воды, автор видимо очень помешан на средневековой истории
Церковь(ну или ее глава в данном регионе) была так же феодалом и зачастую крупнейшим.
Политическая идеология(как и сейчас) тогда была одна — деньги, религия была, максимум, оправданием в борьбе за материальные ценности.
Автор, очень хорошая игра должна иметь 9-10 из 10, но никак не 7 из 10. Раз 7, то игра чуть выше среднего, ничем стоящим привлечь не может.
@Rost1 7 из 10 — очень хорошо. 8 — отлично, 9 — гениально, 6 — просто хорошо. 5 — крепкий среднячок.
@Rost1 И кто это придумал? По мне так 7 нормальная оценка, а 9-10 ставить надо играм — шедеврам, которые выходят раз в несколько лет.
И что теперь от чемоданов отказываться?
А 10 не ставим никому, совершенство недостижимо? )
Не будем впадать в крайности.)
А игра действительно на твердую семерку, одно мне жаль, стелс.
ставим, но это очень редкие шедевры. и редко когда поставлю после первого прохождения. Это нечто такое, к чему хочется возвращаться и перепроходить. как-то так)
Это в теории, а на практике (уже лет так 10-15) оценочная шкала сильно перекошена, где то, что было 5, стало 7.
https://ru.ign.com/wii/58114/feature/desiat-ballov-po-shkale-igrozhura
https://dtf.ru/games/50396-7-10-plohaya-ocenka-mir-soshel-s-uma-perevod-i-adaptaciya-stati
Вот это поворот. Эх, римейк бы.
У нас не перекошена.
Нельзя быть частью индустрии, но не следовать её веяньям. ZoG — не малоизвестный андеграундный сайт, а узнаваемый и популярный мейнстримовый портал, где и сотрудничество с издателями имеется, и реклама, и новомодный косплей, будь он неладен, и "холиварные" войны, и новостной "кликбейт", и т.д. Всё это говорит, что команда портала за трендами следит, а, значит, и играет по общим правилам. Да и "перекошенность оценочной шкалы" коснулась сегодня не только тех, кто ставит баллы, но и тех, кто читает обзоры (хотя на мой скромный взгляд ситуацию довели до крайности в первую очередь именно пресса и разработчики с издателями, чем геймеры).
P.S.: Если же касаться темы разговора, то (ИМХО) A Plague Tale: Innocence я бы дал 8-мь.
Я вообще считаю это мнение неверным. Агрегаторы оценок для того и нужны, чтобы выяснить “среднюю температуру по больнице”. То, что большинство обозревателей любят завышать оценку — ну что ж, значит публике это нравится.
С другой стороны, Days Gone имеет среднюю оценку ~70, Rage 2 ~70, Андромеда ~70. Завышены ли эти баллы? Я не думаю.
Проблема выглядит надуманной. Вот список наших сайтов: у всех средний балл находится в районе 70. Потому что про хорошие игры мы пишем чаще, чем про плохие. Это логично.
Оценка - скорее дань традиции. Одна оценка в рамках одного ресурса не может ничего сказать. Если интересно мнение конкретного ресурса/автора, что вам скажет эта 7 из 10? Или 8 из 10?
Для этого у каждого материала есть заключение с итогом, и слова “A Plague Tale: Innocence — очень хорошая игра, которую стоит попробовать всем, кто любит сюжетоориентированные игры и кому близка средневековая эстетика.” куда больше говорят, чем безликая 7/10.
Прошел до конца. Красивая, сильная история. Эпичный финал, ближе к концу я начал предполагать, что что-то такое и будет, но как же офигенно это выглядит. И еще маленькая глава после титров. Если честно, относительно давно не попадалась такая насыщенная и душевная история..
Озвучка главной героини доставляет, этот ее акцент в произношении это нечто.
What Remains of Edith Finch, не?
Озвучка любительская будет?
@Ko4e7ap и это 2017, я, наверное, знаю еще позже вышедшее что-то.. хочу в это верить, но все равно это большие сроки
Сроки тут не важны, главное что бы были...
Игра шикарна во всех смыслах, в коллекцию однозначно. Благодарю Outcaster за наводку..
Играя в A Plague Tale: Innocence почему то фильм - сказка странствий вспоминается).
@DeVeD , о нет , даже близко нет. Чумной мир мрачен, жесток, и все же в сравнения не годится.
И всё же у них много схожего, чума в образе крыс, сестра и брат - брат которого мучают мигрени, общая мрачность средневековья и чумных поселений. Просто при прохождении игры почему то захотелось пересмотреть этот фильм из своего детства)
Не говоря уже о том что штаны в женском гардеробе в Европе появились только в 20-ом веке и женщина в средневековье никак не может носить штаны. Их просто не существовало.
@Vanishman Нууу, а как же одежда для верховой езды? Это не совсем штаны. Да и это уже придирки к мелочам, ей было бы неудобно прятаться носи она юбки) Надела мужские, че там
@DarkHunterRu всё просто - женщины верховой ездой и не занимались практически. А те немногие что занимались делали это в юбке и в седле сидели “по-женски”, было специальное дамское седло на котором сидели свесив ноги с одного бока. Если не ошибаюсь, панталоны и зачатки женского нижнего белья были придуманы где-то в позднем средневековье потому что французкая королева или принцесса стеснялась когда то что у неё под юбкой показывалось во время взберания на коня.
Ещё мама рассказывала как её в школе отчитали и ругали, вызвали родителей, называли бесстыжей и чуть ли не развратницей за то что пришла в школу в отцовских брюках заместо юбки. И это не тёмное средневековье, а не такое уж далёкий СССР.
По мне такие элементы и особенности эпохи обязательно должно сохраняться в любых произведениях о прошлом, претендуют они на 100% историчность или нет. Это только играет на погружение и правдоподобность, атмосферу. Если уж средневековье - значит никаких обтягивающих штанов, только платья.
@Vanishman Через какое-то столетие появилась Жанна Д’арк, не думаю, что она ездила боком.
На любое правило найдется исключение. В богатой семье все шили слуги и сшить штаны, чтобы удобнее было ходить с отцом на охоту, они могли и в 14ом веке.
Пример с СССР не очень в тему. Там носили форму, ясно что без нее наказывали. В Японии, некоторых других странах и отдельных школах даже до сих пор это делают. В той же Японии без формы до уроков не допустят.
Никто же не обещал историческую правдоподобность, можно сказать это вообще фэнтези. Давайте предъявим все эти претензии к Игре Престолов, ну глупо же нет?
ИП — фентези, а эта игра про конкретный исторический период реальной истории и действие происходит не в вымышленном мире. Об этом и речь.
@Vanishman Так и тут тоже самое. О какой исторической достоверности идет речь, если не чума косит деревни, а мириады крыс. Ребенок с даром, который передается из поколение в поколение и… т.е это альтернативная история, это как ругать Воьлфенштейн в исторической недостоверности, ладно думаю я донес свою мысль.
Оу, я явно чего-то не знаю о средневековом периоде истории.
@Tuve наверно, по стопам Властелина Колец, где Арда — тоже Земля какой-то там эпохи. Но я таких слов в адрес ИП не помню
@Celeir , в далекой далекой галактике в параллельной вселенной.)
В любом случае, я скорее иронизировала по поводу “реалистичности и историчности” в игре.
Фэнтези — это фэнтези. Это обычно параллельные миры со своими законами и правилами. А тут сказка, то есть наш реальный исторический мир, но со сверхъестественными и фантастическими элементами.