[О кино] «Не время умирать»
Дэниел Крэйг целых 15 лет провёл в экранном амплуа агента 007 Джеймса Бонда. Даже трудно поверить, что он стал Бондом так давно. Ведь казалось, что «Казино „Рояль“» — ещё совсем свежий фильм. С тех пор Крэйг успел пройти путь от самозванца и самого неудачного Бонда до актёра, которого студия «уговорила» огромным гонораром сняться в ещё одной серии долгоиграющей франшизы. Но «Не время умирать» стала его лебединой песней.
«Не время умирать» — Ну, умер и умер, чего бухтеть-то?
В 2002 году вышла картина «Умри, но не сейчас» известного новозеландского режиссёра Ли Тамахори. Это был не просто фильм о Джеймсе Бонде — это был грандиозный блокбастер, который, с одной стороны, стал празднованием 40-летия серии, а с другой, стал финальным фильмом для полюбившегося публике Пирса Броснана. Картина была доверху напичкана невероятными трюками и десятками отсылок ко всем предыдущим фильмам бондианы. Сборы были высочайшие, зрители тоже были в восторге, а вот многие критики не оценили буйство нон-стоп-экшена на экране. Забавно, но почти 20 лет спустя мир перевернулся. Теперь многие фанаты оценивают последний фильм с Броснаном негативно, как слишком фантастическую картину, в которой чересчур много взрывов и невероятных гаджетов, а критики, наоборот, чаще пишут об «Умри, но не сейчас» как о недооценённой ленте, которая уловила дух начала тысячелетия с повсеместным увлечением гаджетами, компьютерной графикой и страхом перед международным терроризмом.
Эта вводная крайне важна, так как многие уже и позабыли, что когда студия объявила о том, что новым Джеймсом Бондом будет британский актёр Дэниел Крэйг, фанатское сообщество взбунтовалось: не может Джеймс Бонд быть голубоглазым блондином, хоть ты тресни, и уж тем более не может иметь внешность простого работяги с завода, как у Крэйга. Многие тогда даже сравнили Крэйга с Владимиром Путиным, благо у них есть какое-то отдалённое внешнее сходство. Дескать, точно такой же неприметный шпион, а вовсе не любящий шик и блеск Джеймс Бонд. Даже первые зрительские отзывы на «Казино „Рояль“» были не всегда однозначны. Хотя многим зрителям и критикам полюбилась эта стильная картина Мартина Кэмпбелла, было немало отзывов о том, что Крэйг — это худший Бонд, и вообще, вместо бондианы публике подсунули неплохо снятую, но всё же борниану. И такие отзывы были вполне справедливы: первый фильм с Крэйгом действительно больше походил на фильм о приключениях Джейсона Борна.
Зато следующий фильм — «Квант милосердия» Марка Форстера, выполненный в точно такой же борновской стилистике, — неожиданно не понравился никому. Даже слегка обидно за вполне себе среднюю картину, которая уж точно не заслужила такой неприязни. Спасать франшизу позвали орденоносного режиссёра Сэма Мендеса, и он выдал «007: Координаты „Скайфолл“». И этот фильм не просто переосмыслил Бонда в исполнении Крэйга, превратив его из будничного шпиона в стильного мачо в духе фильмов о Бонде 60-х годов, но и стал одним из самых красивых фильмов за всю 60-летнюю историю франшизы. Первый час и вовсе тянул на лучший фильм в серии: там был отлично выверенный темп, умело чередовавший боевые сцены со стильными шпионскими диалогами. К сожалению, появление злодея в исполнении Хавьера Бардема портило фильм и превращало всё в какую-то то ли клоунаду, то ли непонятно что.
Студия всеми правдами и неправдами после этого успеха постаралась сохранить тандем Мендеса — Крэйга. Но их следующий фильм «007: СПЕКТР» вызвал смешанную реакцию публики. После успеха «Скайфолла» Мендеса спустили с цепи, и он надругался надо всем этим подобием Джейсона Борна, что творилось в «Казино „Рояль“», «Кванте милосердия» и второй половине его же «Скайфолла». «СПЕКТР» стал явным шагом назад то ли в 60-е, то ли в 70-е: на экране были архаичный мир со злодеями, которые хотели поработить мир, и Бондом, для которого стиль был превыше всего и который говорил исключительно панчлайнами. От недавнего подобия реализма не осталось ни следа. Заканчивалось всё и вовсе самым большим взрывом в истории кинематографа.
Теоретически этот фильм был финальной точкой для Крэйга в роли Бонда. Поговаривали, что вот-вот объявят, что Идрис Эльба станет новым агентом 007, но совершенно внезапно было объявлено, что студия договорилась с Крэйгом о съёмках прощального фильма с его участием, по совместительству 25 фильма во всей бондиане. До сих пор не известно, сколько заплатили Крэйгу, который во всех интервью отчаянно отрицал свою заинтересованность в этом проекте, ссылаясь на травмы, полученные на съёмках предыдущих частей. Ходят слухи, что за роль в «Не время умирать» он получил от 100 до 150 млн $, то есть львиную долю всего производственного бюджета.
Первоначально картину должен был снять британский режиссёр Дэнни Бойл («На игле», «Стив Джобс», «Миллионер из трущоб») по сценарию своего постоянного партнёра Джона Ходжа. Но в 2018 году Бойл неожиданно ушёл с проекта, и на его место назначили Кэри Дзёдзи Фукунагу, известного по режиссуре экранизации «Джейн Эйр» и первого сезона телесериала «Настоящий детектив». Примерно тогда же объявили о возвращении Крэйга к роли Бонда, а также сообщили, что фильм объединит в себе сюжетные мотивы и персонажей четырёх предыдущих лент, чтобы поставить красивую точку в истории Бонда-Крэйга.
Заглавная песня в исполнении Билли Айлиш
Тут создатели не соврали. Фильм действительно пытается переплести персонажей и события из прошлых фильмов, правда, делая больший упор на «007: СПЕКТР». Действие разворачивается пять лет спустя после событий прошлого фильма. Джеймс Бонд, вынужденный расстаться со своей возлюбленной Мадлен (Леа Сейду), отдыхает на пенсии на небольшом островке в Карибском бассейне. Совершенно неожиданно на него выходят агенты ЦРУ и МИ-6. Первые просят помочь выкрасть безумного русского учёного-вирусолога Обручева с Кубы, а вторые просят не мешать выкрасть оного новому агенту 007 (Лашана Линч). Бонд для проформы мнётся, но в итоге решает помочь ЦРУ и подгадить своим бывшим начальникам. На Кубе он узнаёт про новое биологическое оружие — наноботов, которые убивают только носителей определённой ДНК. И именно его разработчиком является Обручев. Ну а дальше всё сплетается в сложную паутину родственных связей.
Первое, что бросается в глаза в новом фильме, — невероятно стильный почти получасовой пролог, который предшествует начальным титрам под песню Билли Айлиш. Яркий, драйвовый, наполненный трюками и отсылками к старым фильмам франшизы, докидывающий загадок для будущего повествования. Как жаль, что всё идущее после начальных титров с каждой минутой становится тоскливее и тоскливее. Хореография экшен-сцен постоянно провисает до непонятных перестрелок, где дюжина противников неспособна ранить одного Бонда, который даже не прячется в укрытиях. Операторская работа то и дело опускается до таких тёмных сцен, что не понятно, что происходит в кадре (тёмный самолёт без освещения летит ночью над чёрным морем). Диалоги состоят сплошь из бессвязных общих фраз, не имеющих никакого смысла. Герои то и дело начинают говорить цитатами из пацанских пабликов в духе: «Тот, кто понял жизнь, тот понял, как жить».
Удивительно, но сам режиссёр-постановщик зачем-то в интервью раскрыл секрет данной оказии. Оказывается, фильм снимали без сценария. Да-да. Спешная смена режиссёра с Бойла на Фукунагу никак не повлияла на съёмочный график. Просто новый постановщик должен был снять фильм в те сроки, что были назначены Бойлу, а сценарий сочинить по ходу дела. Фукунага сказал, что они снимали трюки, погони и перестрелки, а потом сидели вместе с актёрами и придумывали, почему та или иная перестрелка вообще произошла. А диалоги писали таким образом, чтобы под них можно было вставить вообще любые сюжетные повороты. Тем более что часть диалогов и вовсе сочинили уже во время монтажа фильма и добавили на дубляже. Диву даёшься, что при этом фильм идёт почти три часа.
Зато совсем неудивительно, почему он такой рыхлый и до нелепого смешной. Дальше люди, боящиеся СПОЙЛЕРОВ, должны перейти к вердикту. Но умолчать об этом невозможно. Когда узнаёшь, что главный злодей — простой татарский парень Люцифер Сафин (Рами Малек), воспринимать это кино всерьёз становится невозможно. А когда узнаёшь, что у Сафина есть секретная база по производству химического оружия на Курилах, но ни российское правительство, ни Япония даже не знали о том, что у них под носом находится огромный химзавод, и вовсе разводишь руками. В принципе, такая наивная тупая «клюква» и прежде была во франшизе (см. «Золотой глаз»), но в данном случае она натыкается на другую странность фильма.
Официальный трейлер
«Не время умирать» рассказывается чрезмерно серьёзным и пафосным тоном, несвойственным бондиане. На фоне него любой предыдущий фильм покажется наполненным авантюрными шпионскими похождениями и щегольской самоиронией, даже «Казино „Рояль“» и «Квант милосердия», которые многими считаются довольно «реалистичными» фильмами в рамках бондианы. Попытка попрощаться с Крэйгом тут доведена до какого-то абсурда. Прежние Бонды покидали роль с шуткой, уходя в закат. Крэйгу же устроили церемонию принесения в жертву и канонизации. Да, это первый Джеймс Бонд, который умер. Но сделано это настолько сопливо-слёзовыжимательно, что аж тошно. Больше похоже на похороны вождя, где все плачут и рыдают по отцу нации, который не смог просто уйти на пенсию и работал до последнего удара сердца. Худшего финала придумать было нельзя. Особенно при такой бессвязной реализации.
«Не время умирать» порадует первым часом любителей остросюжетного кино. Но как только в фильме начинается подобие сюжета, просто хочется потушить свет. Первый американец, снявший фильм о Бонде, умудрился снять один из самых неудачных фильмов в довольно ровной франшизе. Из 25 фильмов я бы не сказал, что были реально плохие картины. Правда, и каких-то прорывных отличных фильмов серия тоже никогда не давала. Не знаю, что будет дальше, но грандиозное прощание с Дэниелом Крэйгом из-за постоянных переносов, связанных с пандемией COVID-19, с высокой долей вероятности окажется ещё и одним из самых финансово неудачных фильмов франшизы.
Новости и статьи по тегам:
- О кино 8 «Последний богатырь: Посланник тьмы»
- О кино 18 Совершенно никакой «Веном 2»
- О кино 21 «Отряд самоубийц: Миссия навылет»
- О кино 26 «Лига справедливости Зака Снайдера»
- О кино 44 «Дюна» Дени Вильнёва
- О кино 20 Сериал Halo от Paramount+
Очень печальные новости для инвесторов
Кусок говна под названием “Скайфол” передает привет.
Мне больше всего с Крейгом понравился первый “Казино Рояль”. Как-то свежо и бодро смотрелось. С каждой последующей частью более-менее реалистичный и жёсткий Бонд из “Казино Рояль” превращался в классического Бонда, с машинами, гаджетами, девушками и прочей лощёностью.
хз, курить он так и не начал. Бонд это Шон Коннери — все остальные просто “люди в чёрном” трико
Возможно, что это сделано специально. Чтобы следующий фильм с черной бабой-Бондом или Бондом-одноногим трансгендером выглядел, как спасение и возрождение франшизы.
Согласен часть туфтовая , особенно последняя сцена ,
где его взрывают
с таким пафосом подана что аж скулы свело
Злодей никакой (вернее он очень шаблонный и обычный) и о нем ничего вообще не удосуживаются объяснить, кроме 2-3 слов М с Бондом
Одна услада для глаз — Анна де Армас как всегда великолепна
А какая песня то там крутая , не то что эта хрипящая Айлиш
О да, с Айлиш совсем мимо.
Наконец-то этот дуб подвинут, столько лет позора для серии.
Ваще хотели вроде Бондом сделать негритянку, но фанаты заныли… жаль, был бы успех, однозначно.
ничего, скоро Бондом сделают существо неопределенного пола, и никакого позора не будет)
Так ее и сделали хаха
(бонд просто командер в фильме без цифр, потом только она ему их уступает). Стоит отметить что у нее отвратительные диалоги
Да разница какие там диалоги, серия уже практически спиноф Форсажа… Шон как же тебя не хватает.
У бонда поидее ублюдков - бастардов на каждом острове где он бухал и драл все что движется и не движется, а тут ребенок у него якобы и удивление…. (Он главный алиментник у Ми6 в каждом фильме кого нибудь да драл)
В след фильме явно будет эта черная бонд))) две дырки - семь))) с значением два нуля!) Хотя там возможно оно!
прям как со Старком?
Ну, спойлер и спойлер, чего теперь то… Хорошо, конечно, что посмотрел в премьеру.
Понравилось больше Спектра, но меньше Скайфолла.
Так они в фильме у всех не шибко выдающиеся.
Темы сюжет затрагивает серьезные, и все это выглядит так как должно выглядеть, в конце я плакал. Лучший фильм про Бонда.
Сдох Максим — ну и х...й с ним. Никогда не воспринимал господина Крейга как агента Бонда.
Фильм понравился. Актерский состав настолько велик, что я просто смотрел три часа в экран и любовался ими.
Этот тарантиновский злодей, Сейду, Файнс, подтянутый Крейг и даже новая агентша — все красавцы. И хорошо, что не вырезали Армас — видимо, поняли, что она тут нафиг не нужна, но почему бы не показать зрителям ее сиськи лишний раз?
Но это субъективщина, на деле тут и экшен никакой, и сюжет странноват (злодея из пальца высосали), и сценарий прям видно что переделывали на ходу.
Сюжет средненький, драмма натянута, напряжение только из за музыкальной подсказки, боевые сцены погонь и перестрелок примитивны словно из 60х годов.
Сиськи Армас? Надо обязательно посмотреть фильм.
Жаль Армас не Бонд, еще бы соблазняла там красавиц, вот это топище было б)))
В 2022-м добрался до бондианы с Крейгом.
Первая часть была заштампована по самое не балуй, но всё-таки получилась неплохой, да ещё и клифхенгер зафигарила конспиративный. На 5 из 10.
Вторая часть не смогла адекватно раскрыть клифхенгер и вышла просто каким-то средним боевичком со странным сюжетом на 4 из 10.
Но третья часть вышла вообще каким-то чудовищным комиксным клипом. Набором сцен в духе "сделай, чтоб было как у Филиппа Киркорова в клипах красиво вошпе". Причём если начало нормальное, то затем всё катится в ад по нарастающей и в итоге кульминирует в едрицкого босса-вертолёта. Я на этом моменте полез смотреть титры, нет ли там случайно среди сценаристов авторов какого-нибудь мачете или бомжа с дробовиком. Но сценаристы оказались теми же. Фиг знает, как они докатились до жизни такой. Создалось ощущение, что они решили облизать жабу, нюхнуть кокса и ввинтить крокодилом, а затем полирнуть водой. На 2 из 10.
Четвёртую часть, снятую тем же режиссёром, я садился смотреть уже с определённой степенью настороженности, но всё таки лелеял надежду на то, что сценаристы слезли с веществ. Надежда была уничтожена. После просмотра четвёртой части, у меня сложилось стойкое впечатление, что сценаристы написали синопсис нужного сюжета третьей и четвёртой частей части в пару абзацев, а затем весь остальной сценарий отдали на аутсорс писателям фанфиков. Писатели фанфиков написали несколько тысяч приключений бонда. Затем сценаристы выдернули из этих приключений куски с помощью генератора случайных чисел и зафигачили их в основной сценарий фильма. В итоге эти фильмы так и выглядят: Джеймс Бонд шизофренически шатается по странным местам и творит странное колдовство. У него из-под носа крадут тётку, он тут же вылетает из-за бугра на едрицком самолёте, который фиг знает откуда взялся вообще, Бонд его наколдовал. Агентурные пацаны узнают про предателя, приходят его арестовывать, предатель достаёт пистолет, А ОН РАЗРЯЖЕН. А когда они успели его разрядить?! Они же только пришли! Это что ещё за на фиг такой орган концертного зала Бордуок в кустах? И из такого волшебства целиком и полностью состоят третья и четвёртая часть. Так что четвёрка аналогично получила 2 из 10.
За пятую часть я садился с минимальной надеждой и внезапно обнаружил, что она намного адекватней предыдущих двух частей. Походу, дело было только наполовину в сценаристах. Стоило сменить ублюдочного режиссёра и фильм перестал быть изощрённой пыткой в виде боевика-аттракциона. И стал на 4 из 10.
Что можно отметить в итоге? Бондиана с Крейгом свернула не туда уже после первой части. По сути Джеймса Бонда в этой бондиане и не осталось как такового, остались только всякие джинглы и пасхалки. Не получилось и хорошей серии фильмов. Три средних боевичка и две чудовищных хтонические фигни от Мендеса, место которому на всяких арт-хаусных фестивалях, но точно не в популярном кино.