[Рецензия] Myst (2021) (PC)

Какие главные воспоминания у вас о 90-х и играх того времени? Лично у меня три столпа: восьмибитные игры на «Денди» во главе с Super Mario Bros., первая PlayStation и сериал FIFA и, наверное, Myst для ПК. Игра, которую я увидел по ТВ в передаче, посвящённой новейшим компьютерным технологиям. Помимо Myst там показали еще полдюжины FMV-игр, сказав, что будущее игровой индустрии за консолью 3DO. Кажется, это ещё было до того, как у меня появилась та самая консоль YongFeng Panther (ещё один китайский клон Famicom). Правда, несмотря на впечатлившие меня «фильмы, в которые можно играть», руками Myst я пощупал только лет 10 спустя. К тому моменту это уже была популярная франшиза, а новейшую игру в серии только-только с большой помпой презентовала Ubisoft Montreal.

banner_st-rv_myst2021_pc.jpg

Братья Рэнд и Робин Миллеры основали студию Cyan Productions в 1987 году в подвале родительского дома. Рэнд к тому моменту занимался программированием как хобби уже довольно долго. Свои первые программы он писал для мейнфреймов, ещё будучи школьником, в самом конце 70-х. Его младший брат Робин на тот момент был студентом, изучавшим музыку и искусство в местном колледже. Оба, конечно, были увлечены идеей видеоигр.

Начинали они с создания игр для детей. Их дебютная игра The Manhole, основанная на сказке Льюиса Кэррола «Алиса в стране чудес», сходу стала успешной. И если первоначально братья Миллеры продавали дискеты, рассылая их вручную по почте покупателям, то вскоре, после успеха «первой детской игры, требующей жёсткий диск», к ним обратилась студия Activision, которая переиздала игру в качественной коробке и на CD. Принято считать, что The Manhole — первая игра, которая вообще была выпущена на CD. На самом деле это касается только западного рынка. В Японии целых две игры успело выйти чуть раньше The Manhole. В 1995 году ее переиздали с улучшенной графикой, новыми уровнями, персонажами, озвучкой и оптимизацией под MS-DOS под названием The Manhole: Masterpiece Edition.

193103-1.jpg

193103-2.jpg

193103-3.jpg

193104-4.jpg

Знаковое интро в четырёх версиях (Myst, realMyst, realMyst: Masterpiece Edition, Myst (2021)). Далее порядок будет тем же.

Конечно, Cyan не остановилась на первом успехе, и вскоре вышли еще две игры. Cosmic Osmo and the Worlds Beyond the Mackerel примечательна тем, что это была point-n-click игра с видом от первого лица. Управлялось всё интуитивными нажатиями на активные точки, а перемещение по миру производилось нажатием на края экрана. Никаких усложнённых команд, как в других квестах того времени по типу pick item, look item, talk item и т. д. Это было инновацией, которую братья Миллер привнесли в геймдизайн задолго до Myst, который был построен на точно такой же схеме управления. Даром, что Cosmic Osmo был чёрно-белой игрой. Следом последовала образовательная научно-популярная игра Spelunx and the Caves of Mr. Seudo, основанная на той же механике.

193104-5.jpg

193105-6.jpg

193106-7.jpg

193106-8.jpg

Отсюда начинается приключение

Но Рэнд и Робин Миллеры не хотели оставаться в рамках детских и образовательных игр, имея амбиции рассказывать интересные истории для более взрослой аудитории. А Рэнд Миллер, помимо программирования, также увлекался написанием рассказов. Так родилась идея Myst — игре о мире из многих вселенных, которые создаются писателем-автором Атрусом. Каждая его книга — это окно в иной мир со своими законами и правилами. Игрок прибывает в мир под названием Мист, но не находит ничего, кроме запустения. Изучая улики, он постепенно узнаёт о Мисте, Атрусе и его семье (жене Кэтрин, сыновьях Сиррусе и Акенаре), о других мирах. 

193107-9.jpg

193107-10.jpg

193108-11.jpg

193109-12.jpg

История подаётся через рассказы во внутриигровых книгах. Довольно иммерсивно

Игра не только заимствовала геймплейную механику квеста от первого лица, где все действия выполнялись по клику мыши у Cosmic Osmo, но и подход к минималистичному изложению истории. Никаких лишних катсцен или долгих диалогов игра не предлагала. Вместо этого небольшое интро, а дальше игрок оставался один на один с островом и его загадками. Такой подход должен был повысить иммерсивность приключения. Игрок сам становился главным героем игры, а не просто наблюдал за сторонними персонажами. Хотя тяга к написанию книг Рэнда Миллера всё же привела к тому, что внутри игры было четыре довольно объёмных для видеоигры 1993 года рассказа с описанием четырёх миров: Затопленного леса, Каменного века, Селенитовой эпохи и Механической эры. Между строк в этих книгах давались подсказки к решению отдельных головоломок.

193109-13.jpg

193110-14.jpg

193110-15.jpg

193111-16.jpg

Единственной неудачей римейка я бы назвал смену FMV на «кринжовое» CGI. Хотя сами Cyan сделали переход к трёхмерным моделям ещё в провалившемся MMO-квесте (!) Uru и Myst V: End of Ages. С другой стороны, в Obduction было возвращение к FMV-персонажам.

Надо сказать, что Myst удивляет тем, что игровые головоломки были логичными и продуманными. Нельзя сказать, что они были лёгкими, но точно нельзя назвать их абсурдными. В этом плане Myst так же выделялся на фоне многих point-n-click приключений своего времени, где часто загадки существовали в отрыве от игровой истории. А здесь не только загадки были логичны, но и каждый мир имел свою тематику загадок. Например, для попадания в Механическую эру надо было решить загадку с механизмом, а единственная загадка внутри была построена на похожем механизме. Или чтобы попасть в Селенитовую эпоху, нужно было решить звуковой пазл, воспроизведя те же ноты, что играют на органе. А все загадки внутри Селенитовой эпохи основаны на звуках. Да, пожалуй, для людей с плохим слухом этот мир был самым сложным.

193111-17.jpg

193112-18.jpg

193113-19.jpg

193113-20.jpg

Зато в плане воссоздания декораций римейку нельзя отказать в качестве и дотошности

Игру ждал колоссальный успех. Долгое время она считалась самой продаваемой ПК-игрой в истории с тиражом 6 млн копий. Эту цифру в начале 2000-х побил только первый The Sims. Но, конечно же, Myst выходил не только на компьютерах под управлением MS-DOS, Windows, MacOS и Amiga, но и на консолях. Были версии для 3DO, Philips CD-i, Atari Jaguar, Sony PlayStation, Sega Saturn. Каждая из этих версий была в чём-то урезана в сравнении с ПК-релизом, но повышала узнаваемость бренда. Уже в наши дни игра вышла на портативных консолях Nintendo DS и PSP. Конечно же, не обошлось без порта на все виды мобильных телефонов.

193308-21.jpg

Ещё одним достоинством римейка являются появившиеся субтитры, которых не было ни в одной из многочисленных предыдущих версий. Русский и польский языки разработчики пообещали добавить в ближайшие недели.

Но и сама ПК-версия не стояла на месте. В 1999 году вышел ремастер Myst: Masterpiece Edition, в котором игру перенесли на новый движок, оптимизированный под современные версии Windows и MacOS. В этом издании улучшили качество звука и добавили полноценную 24-битную цветовую палитру вместо 8-битных 256 цветов в оригинальном релизе. Не то, чтобы это сильно изменило игру визуально, но часть бандинга исчезла, плюс улучшились яркость и контраст картинок.

193309-22.jpg

193309-23.jpg

193310-24.jpg

193310-25.jpg

Одна из самых хитрых звуковых загадок в игровой истории.

В 2000 году вышел полноценный римейк realMyst, в котором вся игра была перенесена в полноценное 3D с динамической сменой времени суток, а также был добавлен дополнительный мир Rime, в котором события игры связывались с событиями сиквела Riven: The Sequel to Myst. Данный римейк известен на весь мир, как одна из самых неоптимизированных игр в истории ПК-индустрии. Часть проблем пофиксили множеством патчей, но даже современные системы с трудом выдают в ней стабильные 60 кадров в секунду. Правда, теперь это просто часть истории — в 2014 году вышел ремастер realMyst: Masterpiece Edition, в котором перенесли игру на движок Unity, который дал игре стабильный фреймрейт.

Но, конечно, это не финал. В декабре 2020 года эксклюзивно для Oculus Rift вышел римейк оригинального Myst для VR. А в конце августа 2021 года он добрался до Steam в виде версий для обычных десктопов и других видов очков виртуальной реальности. Cyan Worlds бережно перенесла оригинальный Myst на движок Unreal Engine 4, сделав его похожим на свой предыдущий хит Obduction.

Надо сказать, что Myst всегда был идеальным кандидатом для переноса в формат VR. Графика стала современной, при этом сохранив всю атмосферу оригинала. Жаль, что динамической смены времени суток из realMyst не завезли, да и замена FMV-роликов на трёхмерные модели видится спорной. К счастью, мод, восстанавливающий оригинальные FMV-сцены, появился в сообществе Steam в течение пары часов после релиза игры.

193311-26.jpg

У меня был точно такой же советский ковёр. Рад, что и в других мирах пользуется спросом.

Обратите внимание, что игра довольно короткая, и даже в первое слепое прохождение вряд ли отнимет больше 6-7 часов. На помощь олдам пришёл режим рандомизированных пазлов. Они не только разнообразят прохождение уже знакомой игры, но и явно станут новым вариантом прохождения для спидраннеров. К слову, о последних. Одно из внутриигровых достижений называется Speedy. Его дают за прохождение игры на лучшую концовку менее чем за 2 минуты. Тут даже ветераны Myst попотеют. 


Римейк Myst — отличный способ познакомиться с одной из главных игр в истории индустрии. Она не только научила разработчиков делать игры без усложнённого интерфейса, но и стала прообразом современных квестов от первого лица, которые некоторые называют «симуляторами ходьбы». Именно Myst называют своим главным ориентиром разработчики The Witness и Scratches, хотя его корни видны и в других проектах.

Жаль, что мало. Надеюсь, разработчики сдюжат сделать римейк Riven и далее по списку.

Итоговая оценка — 8,0.
(нажмите на оценку, чтобы выставить свою в профиле игры)

Outcaster в 19:34 29 авг 2021

Новости и статьи по тегам:

Комментарии:

  • Оставить комментарий
  • allyes 29 авг 2021 20:54:55
    Outcaster в 19:34 29 авг 2021 сказал:

    Какие главные воспоминания у вас о 90-х и играх того времени?

    Full Throttle и Doom. Но всё таки, Full Throttle

  • Celeir 29 авг 2021 22:39:13
    Outcaster в 19:34 29 авг 2021 сказал:

    Надо сказать, что Myst удивляет тем, что игровые головоломки были логичными и продуманными

    Хех, всегда слышал о Мист только обратное, потому и не запускал. Может, дичь началась в последующих?

  • h1pp0 29 авг 2021 22:44:46
    Outcaster в 19:34 29 авг 2021 сказал:

    главные воспоминания у вас о 90-х

    Кармаггедон и Дюк Нюкем 3Д =)

  • Dmitry141 29 авг 2021 22:46:32

    Дюк, Варкрафт 2 и Уфо дефенс ))

  • systemus 29 авг 2021 23:09:13

    Без живых актёров вся атмосфера улетучилась. Это же и была изюминка всей серии.

  • Outcaster 29 авг 2021 23:33:36
    Celeir в 22:39 29 авг 2021 сказал:

    Может, дичь началась в последующих?

    в первом всё норм. но игра очень короткая и загадок как раз мало. второй тоже более-менее. в третьем и четвёртом немного перемудрили с ними. но тогда Мист уже был ААА от Юбисофт, а Цианы временно были отстранены от игры, хотя денег на продаже франшизы юбикам подняли.

    systemus в 23:09 29 авг 2021 сказал:

    Без живых актёров вся атмосфера улетучилась. Это же и была изюминка всей серии.

    Тоже не понял почему убрали. В Obduction ведь они были. И нормально на современном движке смотрелись. С другой стороны они же сами убрали живых актёров в Myst V

  • SerGEAnt 29 авг 2021 23:36:42

    Я играл в realMyst, проходил его, кажется, неделю.

  • allyes 30 авг 2021 00:20:17

    В своё время ни один Мист не осилил. Слишком вдумчивого подхода требовали. В этот раз, думаю всё получится:) Тем более разрабы долго не сопротивлялись, оказались податливыми и обещали русскую локализацию. А у меня ностальгические припадки начались. Купил 7го Гостя, 11 Час, Жнеца и конечно Фантасмагорию. Взял бы ещё Under a Killing Moon, да перевода похоже в природе не существует.

    ps Кстати, обещали ремейк Бегущего по лезвию. Ничего не слышно?

  • Георгий Васильев 30 авг 2021 00:58:21

    Первой игрой серии для меня была Riven на первой плойке. Завораживал мир: отлично нарисованный, пустынный и обрамлённый тихой музыкой со звуками природы. Ни одну игру серии так и не прошёл.

  • Outcaster 30 авг 2021 01:19:14
    allyes в 00:20 30 авг 2021 сказал:

    Кстати, обещали ремейк Бегущего по лезвию. Ничего не слышно?

    Найтдайвы говорили, что игра в плане исходного кода оказалась более замороченной чем они думали, так что процесс ремастера затянулся. Весной вроде новость была

  • KartmanRU 30 авг 2021 02:05:29

    Играл только в пятый мист, прошёл не без помощи подсказок, ощущения остались двоякие. Поставил ремастер, сидели с друзьями в дискорде…

    Скрытый текст

    6pE0OP4.jpg

    https://www.reddit.com/r/myst/comments/bkkzr8/a_mathematical_proof_that_the_myst_clocktower/

    Короче, оно может сильно поиметь мозг.

  • Freeman665 30 авг 2021 02:13:00
    h1pp0 в 22:44 29 авг 2021 сказал:

    Кармаггедон и Дюк Нюкем 3Д =)

    тоже самое. И Diablo.)

  • Outcaster 30 авг 2021 03:08:42

    @KartmanRU эта загадка в разы проще на самом деле. Но да, там не до конца рассказывают, как часовой механизм работает, рассчитывая на то, что игрок сам зажмёт рычаг или случайно зажмёт его и тогда вскроется интересная деталь)

  • systemus 30 авг 2021 05:13:59
    Outcaster в 23:33 29 авг 2021 сказал:

    Тоже не понял почему убрали. В Obduction ведь они были. И нормально на современном движке смотрелись. С другой стороны они же сами убрали живых актёров в Myst V

    Может технически нереализуемо? Мне больше ничего на ум не приходит.

    Ну в крайнем случае могли оцифрованных CGI актёров сделать, как во многих современных играх.

  • allyes 30 авг 2021 10:15:01
    Outcaster в 01:19 30 авг 2021 сказал:

    исходного кода оказалась более замороченной чем они думали

    Неудивительно. Тогда писали на каком нибудь Си или ассемблере и эти древние знания давно утрачены:D

  • h1pp0 30 авг 2021 11:38:14
    Freeman665 в 02:13 30 авг 2021 сказал:

    Diablo.)

    я в Диабло больше на ПС гонял чем на ПК, и не то что бы прямо очень много, а вот уже вторая часть… но это совсем другая история =)

  • Den110 30 авг 2021 11:38:48

    Такой же ковер был не только у автора рецензии...

  • ZwerPSF 30 авг 2021 11:42:47

    Мист это как хорошая книга, в которую приятно возвращаться… В своё время Очень понравился realMyst — у меня оно особо не лагало вроде на третьем пентаке да с mx440 чтоль или даже рива тнт 2. Но было оооочень красиво. Просто запускал и наслаждался мирами ну и проходил неспешно весьма. Впечатлил и Мист 3 Exile — музыка, звуки, видеографика. Вот 4-ка уже вышла, когда интерес подспал к серии у меня… но я тоже не раз к ней возвращался. И потом УРУ мучал мучал… но так и не понял её задумку до конца. 5ку воде и не видел даже.

  • allyes 30 авг 2021 11:45:53
    Den110 в 11:38 30 авг 2021 сказал:

    Такой же ковер был не только у автора рецензии...

    Подозреваю, вышепоказанный коврик все тут путают с ковром “Русская красавица”. Похож, но всё таки не он.

  • DragonZH 30 авг 2021 12:05:37

    Самые лучшие 4 и 5, похоже, из-за присутствия озвучки в своё время понравились. А первый просто уже надоел, 5 переизданий это перебор.

  • BanzaiCh 30 авг 2021 14:19:17

    У вас ошибка в слове “ремейк”, в стиме ;)

  • SerGEAnt 30 авг 2021 15:45:36
    BanzaiCh в 14:19 30 авг 2021 сказал:

    У вас ошибка в слове “ремейк”, в стиме ;)

    А у вас синдром граммар-наци.

    80uLC6-HhFc.jpg?size=443x36&quality=96&s

  • CinemaMaster 30 авг 2021 17:20:42

    Думаю прикоснуться к легенде именно в VR.

    allyes в 00:20 30 авг 2021 сказал:

    Купил 7го Гостя

    Не могу пройти момент с игрой “типа шашки” зеленые и синие. И смотрел как нужно делать, но не могу выиграть и все! Тоже ведь знаковая игра.

  • allyes 30 авг 2021 17:44:05
    CinemaMaster в 17:20 30 авг 2021 сказал:

    Не могу пройти момент с игрой “типа шашки” зеленые и синие.

    Я в своё время споткнулся на какой то текстовой загадке. Но это вроде как был пиратский глюк. Сейчас я 11 часе дальше первой головомойки пройти не могу:)

  • pa_ul 30 авг 2021 23:03:13

    Адаптация текущего перевода под новую версию планируется?

  • Outcaster 31 авг 2021 09:43:40
    pa_ul в 23:03 30 авг 2021 сказал:

    Адаптация текущего перевода под новую версию планируется?

    пока точно нет смысла что-то адаптировать, так как разработчики обещали русский язык добавить официально. у них новость в сообществе Стима об этом висит

  • allyes 31 авг 2021 09:54:48
    pa_ul в 23:03 30 авг 2021 сказал:

    Адаптация текущего перевода под новую версию планируется?

    Во-первых, разрабы, да, обещали оф. перевод(хотя обещать не значит сами знаете). Во-вторых, это не ремастер, а ремейк. Другая игра с той же концепцией. Подозреваю, проще перевести с нуля, чем пытаться натянуть сову на глобус как то прикрутить имеющийся перевод.

  • KartmanRU 02 сен 2021 15:17:04

    шёл 2021 год, на зоге всё ещё не было функции “скрыть первый пост”

  • pa_ul 10 ноя 2021 00:50:48

    Не играл в оригинал. Знакомство с творчеством студии начал с Obduction. Очень понравилась. Далее 5, 2, 3 и 4. Из них понравилась 2 часть, шедевр, и 3 часть. 1ую часть все откладывал, а тут такой сюрприз. В итоге прошел первую. Впечатления от игры как от чего-то недосказанного. Игра короткая. Прошел за один вечер. Головоломки очень легкие. Единственное решил сэкономить время и посмотрел направления движений по монорельсам. Концовка в игре без титров. Не понял, почему так. Выкидывает обратно в библиотеку и все. Странно.

  • Оставить комментарий